Празднично-обрядовая культура Оренбуржья
На протяжении нескольких лет, в июле месяце, в клубных учреждениях Сорочинского городского округа проходит смотр-конкурс «Празднично-обрядовая культура Оренбуржья» Творческие коллективы показывают народные обряды, праздники, ритуалы присущие их сельскими территориям, селам.
Федоровский СДК
Обряд «Женитьба печки и огня», связанный с первым зажжением печи! Раньше, традиционно он проводился 14 сентября, в Семенов день. Печку украшали рушником, лентами, «угощали» её, кидая в огонь зерно, сало. Затем хозяйка брала в руки спелую тыкву, укрепляла в ней 3 свечи, поджигала их и трижды обходила печь, читая вслух «Отче наш». От свечей зажигалась лучина, которой и разжигалась печь.
Романовский СДК
Яблочный Спас, который считался в старину главным праздником лета. С раннего утра в село съезжались из соседних деревень крестьяне «осветить» яблоки. При разговении ими молодежь загадывала свою судьбу, считалось, что задуманное желание, когда откусываешь от «спасовского» яблочка, непременное сбудется. В селе существует такая легенда, что когда-то в Романовке жила бабушка Марфа. Утром 1 сентября она садилась на лавочку возле своего дома и угощала детей, идущих в школу яблоками, приговаривая, чтоб учились они на одни «пятерки»
Троицкий СДК
Праздник «Ивана Купала» олицетворяет рассвет сил природы, он заполнен обрядами, связанными с водой, огнем и травами. Участники и гости этого праздника плели венки, пуская их по реке, гадали на судьбу, пели купальские песни, водили хороводы, играли в игры, прыгали через костер.
Уранский СДК
«Праздник пастуха», обряд первого выгона скота на пастбище. Пастух шел по селу, громко щелкая кнутом. Хозяйки, выгоняя коров, подходили к нему, просили хранить их животинушку, угощали его пирогами да квасом. Затем надевали на пастуха новую рубашку, приговаривая: «Чтоб не спал, не дремал, берег стадо от волков» обливали его ключевой водой.
Пронькинский СДК
Чувашский праздник «Сурхури», отмечался под Рождество. Детвора группами обходила в деревне каждый двор. Хозяева угощали их специально испеченными пирожками, сладостями да жареным горохом.
Баклановский СДК
«Степан Сеновал», записанный со слов Часовских Н.И. Мосоловой Т.Н., Васильевой В.А. 15 августа в день Степана Сеновала семьи собирались на лугу, чтобы сплести «Степанов венок». Важно чтобы растения собирались в полной тишине, чтобы не стряхнуть с каждого цветочка, травинки целебную силу. Венок приносили в избу и вешали в красном углу. Считалось, что он защищает стены дома и всех живущих в нем. В этот день проводили защитный ритуал для лошадей – поили «через серебро» (в ведро с водой бросали серебряную мелочь, считалось, это оберегает от дурного глаза). До 15 августа нужно было накосить травы, поставить последний стог, т.к. после этого дня трава считалась уже жесткой, не пригодной для кормления скота.
Слободский СК
В рамках смотра-конкурса «Празднично-обрядовая культура Оренбуржья» в с.Слободка был проведен старинный казахский обряд «Садака» (день памяти ушедших из жизни односельчан). Перед этим была проведена большая работа по благоустройству местного погоста: спилены сухие деревья, кусты, скошена трава, кладбище огородили новой сеткой, поставили ворота. Обряд «Садака» начался с молитвы, которую провел мулла. Всем присутствующим были розданы поминальные лепешки, всех угощали бешбармаком, чаем со сладостями.
Односельчане вспоминали добрым словом ушедших из жизни односельчан.
2-Михайловский СДК.
Обряд «Благовещенье» В этот день сама Богородица засевает с небесной высоты все нивы земные, разбрасывая из золотой кошницы всякое жито на земле растущее. Это самый строгий праздник, день полнейшего покоя и совершенной свободы. В этот день даже девица косы не плетёт. Каждый человек считал за грех, заниматься каким либо делом, поэтому в этот день люди ходили, друг к другу в гости, устраивали посиделки, поздравляли с праздником.
Первокрасный СК.
Обряд «Коса – девичья краса» проводился в день, когда девочке исполнялось 6 лет. В этот ден6ь ей надевали праздничный сарафан и заплетали косу. До этого времени в семье её звали «дитя», «дитятко», а со дня заплетения косы – девочкой. Мать будила её рано утром словами: «Вот и сладкая моя девочка проснулась. Дом тебя встречает, птички напевают, солнышко голубит, а мама тебя любит. Буду шить тебя учить, вязать, вышивать, по дому хозяйничать и с малыми детьми управляться, когда дома меня не будет».
Приходят подружки. Девочку сажают на табуретку. Мать расчёсывает ей волосы, приговаривая:
«Чешу, чешу волосыньки
Расчёсываю косыньку,
Расти коса до пояса
Не вырони ни волоса
Расти коса до пят
Все волосинки в ряд».
Одевает на голову дочери первое украшение – венок.
Родинский СДК.
Праздник «Русского пирога». Всех гостей встречали и угощали пышным русским караваем. На праздник собрались настоящие умельцы, мастерицы приготовления пирогов: Краснова Г., Лаврентьева В., Кузина С., Лоскутова Н. и среди них один мужчина – пекарь Андреев Е. Каких только пирогов не было на празднике! С морковью, с капустой, картошкой, с вареньем, яблоками, творогом и т. д., из дрожжевого теста, слоёного, песочного. Был и фирменный пирог – с мясом курицы. Всех угощали чаем, загадывали загадки про пироги, про тесто, говорили пословицы да поговорки. Мастерицы поделились секретами своего мастерства: оказывается с тестом надо разговаривать, читать заговор, чтоб оно хорошо поднялось, стало пышным да румяным.
Толкаевский СДК.
Презентация мордовской народной песни «Аринушка». Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культуры и менталитетом.
Свадебную песню «Аринушка», услышала от своей бабушки Агафьи Кудашевой, Светлана Петровна Макарова носительница мордовской культуры с. Толкаевка, бывшая солистка народного самодеятельного коллектива вокальной группы «Баярава». Она-то и передала это песенное наследие своим коллегам. И теперь песня «Аринушка» в исполнении группы звучит на концертах, фестивалях, форумах.
Николаевский СДК.
Технология выпечки Свадебного каравая «Николаевский», изготовленный жительницей села Шингарёвой Татьяной Викторовной. Сколько она себя помнит, столько и занимается выпечкой. Её пироги, булки, калачи – настоящее произведение искусства. А любовь к работе с тестом привела Татьяне Викторовне её бабушка Конарева София Павловна.
Изготовление свадебного каравая – целый ритуал, который символизировал рождение новой семьи. Раньше, как рассказывала бабушка, перед приготовлением теста «Каравайщица» должна умыться, вымыть руки, повязать голову платком и надеть нательный крест.
Воду брали из семи колодцев, муку из семи мешков, яйца от семи кур.
При замесе обязательно читалась молитва. Тесто укладывали в специальную чашу с крестом, ставили на лавку, где лежало покрытое скатертью сено. Сажать каравай в печь должен женатый мужчина.
Каравай украшали сложными узорами: веточка калины – символ любви, цветок – дети в семье, колоски или виноград - благополучие и мир в доме, голубки – супружескую верность.
Алексеевский СК
Старинный обряд «Супрядки» записанный со слов местных старожилов Борисовой Любови Федоровны и Галкиной Татьяны Федоровны.
Осень в деревнях – самое хлопотливое время года. Все осенние крестьянские работы делятся на мужские и женские. Мужчинам надо было соломенные крыши оправить, ворота и двери уладить, завалинки завалить, сено с лугов на гумно свезти, кизяк с выгона перевозить в сухое место, муки заготовить и т.д.
А у женщин свои заботы: конопли и лен трепать и мять, гусей и уток рубить, овец к дому приучать, а то за лето отвыкли, ночуют по чужим дворам, обстричь их, шерсть перемыть, просушить, попрясть, чулок и варежек навязать, избу обмазать, ткать, детей и мужа обшивать… Трудно, управиться со всеми делами вовремя. Поэтому часто осенними и зимними вечерами устраивали алексеевские женщины «супрядки» (свидетельство Яковлевой Марии Алексеевны, 1914 г.р., умерла в возрасте 93-х лет) или, другими словами, созывать на помощь кумушек и соседушек для прядения шерсти.
Женщина, задумавшая звать своих соседок и родственниц на супрядки, перед тем заготавливает «хлеб – соль»: печет свежие хлебы, варит щи, кашу, делает «курник» (пирог с картошкой и мясом), сахар, чай, чтобы угостить помощниц.
Женщины берут с собой пряхи, веретена, донцы, рогульки, гребни.
Войдя в дом, прежде всего женщины молятся Богу и здороваются с хозяевами дома, затем раздеваются, садятся на указанные места и принимаются за работу.
На супрядки приходят не все сразу, по одной. Пока помощницы собираются, хозяйка готовит для них ужин и ставит самовар. Когда все в сборе, она приглашает их отужинать, угощает хлебом – сахаром.
Всякая артельная работа сопровождается весельем. Не обходились без веселья и супрядки. Веселье их заключалось, главным образом, в пении песен. Пелись, в основном, любовные, женские, девичьи песни, исполнялись и шуточные.
Матвеевский СДК
Свадебный обряд «Расплетание косы невесты». Со слов старожилов села Матвеевка Ненашевой Евдокии Алексеевны и Урюпиной Ольги Николаевны ни одна свадьба не начиналась без брачных обрядов, без свадебных песен. Подружки заводили невесту в комнату, сажали на стул и начинали расплетать косу под песню «Летел голубь». Невеста отвечала: «Надоела я да родному батюшке. Не пожалела меня родима матушка» (исполнялся плач невесты). Подруги накидывали на голову невесте платок. Подходила мать со словами: «Отдаю я тебя дочь, чтоб назад не брать. Учила тебя слушаться мужа, жить в согласии. Смотри дочь не упади, когда тебя толкать будут, удержись на ногах, а то позора не оберешься»
Новобелогорский СДК
Обряд «Татарская свадьба». По улице села, в красиво украшенной повозке, жених и невеста в национальных костюмах направляются к дому жениха. За повозкой бегут дети с криками «Едут, едут». Возле дома молодоженов встречает мать жениха, кидая им под ноги подушку, чтобы жизнь мягкою была, угощает медом, чтоб сладко жилось. Молодые заходят в дом и невеста начинала украшать его: вешать шторы, заправлять кровать, стелить половики и т.д. Затем невеста брала в руки два ведра и коромысло, чтобы принести с родника чистой воды и не уронить ни единой капли. Родственники уже ждали ее возле дома, пели, танцевали. Молодая жена угощала каждого родниковой водой, как бы показывая им, что входит в дом мужа с уважением, любовью чистыми помыслами и открытым сердцем. Гости одаривали ее за это деньгами и подарками.
Покровский СДК
Свадебный обряд «Выкуп приданого невесты» происходит заранее до назначенного дня свадьбы. Крестная жениха с гостями приходят в дом невесты, чтобы «выкупить» приданое. Весело торгуются за каждую вещь, договорившись и «ударив по рукам» вместе с крестной матерью невесты направляются в дом жениха чтобы украсить комнату молодых: заправить постель, повесить занавески, ковер. С шутками, прибаутками они быстро справляются с работой. Мать жениха приглашает их за накрытый стол, благодарит за помощь. Женщины поют свадебные песни.